Советы начинающему косметологу

Как стать успешным косметологом? Таким, у которого много постоянных, верных ему клиентов, которому не приходится сидеть без дела в ожидании случайного заработка, и о котором узнают друг от друга по «сарафанному радио».
Чтобы быть таким мастером, нужно очень много составляющих:
 
Итак, все условия соблюдены, вы — косметолог, вам нравится ваша работа, к вам приходят люди. Как же их к себе привязать, как сделать постоянными клиентами?
Ниже рассказ о тех принципах, которые выработались в результате многолетней работы и обеспечивают мне стабильный (вернее, стабильно растущий) круг постоянных клиентов, в большинстве своем - очень приятных и симпатичных людей.
 
1. Не обманывайте клиента. Не обещайте что «все разгладится, все подтянется, все пройдет». Когда ожидания клиента реалистичны – гораздо больше вероятность того, что вы оба будете довольны результатом.
 
2. Учитесь при любой возможности. Курсы, семинары, выставки, мастер-классы, профессиональные книги и журналы, интернет, советы и опыт коллег — никакие знания и умения никогда не бывают лишними.
 
3. Сейчас информация доступна для всех желающих, и некоторые посетители салонов красоты знают о составах, эффектах, механизмах действия косметики и процедур очень много. Не бойтесь говорить «не знаю» на заданный вопрос клиентки о процедуре, марке косметики, эффекте от крема или его компонента. Быть в курсе всего ни одному человеку, в том числе косметологу, невозможно. Всегда лучше сказать «не знаю», чем ставить себя в дурацкое положение нелепыми, далекими от истины ответами. Признаться в том, что чего-то не знаешь, вовсе не стыдно – стыдно  врать, что знаешь все.
 
4. Когда клиентка говорит: «Я Вам доверяю, делайте, что считаете нужным», -  казалось бы, тут есть возможность подзаработать — нанести все самое дорогое и в несколько слоев. Но настоящий мастер так не поступит. Он сделает только то, что необходимо для хорошего результата. Это один из главных принципов успешной работы косметолога - «Стремиться улучшить состояние кожи и внешний вид клиента, а не заработать на нем побольше денег». Научитесь говорить: «Нет, вам это не нужно», вместо того, чтобы бездумно делать все, что просит клиент. Вы, конечно, можете нанести ему последовательно пять масок и три сыворотки, но кожа-то их все усвоить не сможет, она «наестся» уже после первых двух-трех. Кстати, отсюда вытекает следующий принцип успешного косметолога:
 
5.«Не изобретайте собственных протоколов процедур». За вас это уже сделали специалисты, порой целые лаборатории. Они определили набор и последовательность нанесения препаратов так, чтобы те усиливали действие друг друга, закрепляли, удерживали эффект. Если вы нанесли (сделали) клиентке много всего разного и лишнего, соответственно, взяли за это много денег (тоже лишних), то это — вопрос вашей совести и профессионализма. И хорошо, если клиентка ушла довольная результатом, не жалея потраченных денег и времени. Гораздо хуже, если протокол процедуры нарушается в обратную сторону, и в целях экономии косметолог использует не все необходимые средства. Например, у некоторых косметологов процедура химического пилинга состоит из одного пилингового раствора вместо предусмотренных протоколом нескольких до- и после пилинговых препаратов. Результат предсказуем: неоконченный курс, разочарование в процедуре и в косметологе. Вот вам и следующий принцип –
 
6. «Экономия на косметике ведет к потере клиентов (и доходов)»
 
7. Будьте вежливы, доброжелательны к клиенту, но не перегибайте палку. Чрезмерная любезность, угодливость, заискивание, навязчивость раздражают любого нормального человека, воспринимаются как фальшь, и вызывают желание больше с таким специалистом не встречаться. Будьте искренни в выражении своего расположения.
 
8. Если же потенциальная клиентка — вздорная, нервная, категорически неприятная вам особа, то здесь есть два варианта: 1. Будьте с ней просто максимально вежливы, не демонстрируйте своего отношения, ни в коем случае не отвечайте своим раздражением на её, не заводитесь, не настаивайте на своем, сделайте,  как она хочет (только если это не в ущерб процедуре, и предварительно спокойно и вежливо предупредив ее о том, что сами придерживаетесь другого мнения); 2. Опять-таки очень вежливо и спокойно откажите ей в приеме под каким-нибудь предлогом (не вполне владеете этим навыком; закончился нужный препарат; нет стерильных инструментов; вспомнили, что у вас другая запись на это время). Умейте прислушиваться к своей интуиции — если вам человек сразу очень неприятен, то вряд ли он и вы будете довольны результатом процедуры. Косметолог вступает в близкий физический контакт с клиентом, внедряется в его интимное жизненное пространство — такое взаимодействие может быть успешным только при взаимной симпатии. Хотя, бывает и так: этакая вздорная клиентка после первой процедуры «тает» и дальше становится совершенно «ручной», перестает учить косметолога, как что ей делать. При условии, что вы были вежливы и терпимы.
 
9. Следующее. Некоторые кокетливые клиентки любят приставать к косметологу с вопросом: «Как вы думаете, сколько мне лет?». Мой принцип и мой совет — не отвечайте на этот вопрос. Клиентке-то хочется услышать число лет на 10 меньше реального, а косметолог понимает истинный возраст, причем, не только по состоянию кожи и других тканей, но и по глазам, целостному образу, внутренней сущности человека. Так или иначе, называя предполагаемый возраст, вы рискуете либо обидеть, разочаровать спрашивающего, либо проявить себя как некомпетентного специалиста.
 
10. Не лезьте в душу, не навязывайте свой разговор. Может человек за день устал от общения, и, придя к вам, хочет просто расслабиться, отключиться. Если задав вопрос, вы получили короткий односложный ответ и последующее молчание — все, постарайтесь дальше не затрагивать человека, включите тихую релаксирующую музыку и работайте молча.
 
11. Не молчите, обязательно поддерживайте беседу, если клиентке хочется поговорить. Умейте слушать и слышать, не бойтесь делиться информацией. Если клиент интересуется — комментируйте свои действия, поясняйте, что и зачем происходит, какой ожидается эффект. Осознанное участие в процессе улучшает его результат. Если клиентка говорит слишком много, отвлекает вас от работы — через некоторое время можно сказать ей, что во время этой процедуры разговаривать не рекомендуется, что лучше закрыть глаза и расслабиться.
 
12. Не принимайте больше одного человека в одно время. Все ваше внимание целиком должно принадлежать клиенту. Совершенно недопустимо и не может нравиться человеку, когда вы, занимаясь с ним, разговариваете с кем-то ещё, будь то другой клиент или ваш коллега. Старайтесь без крайней необходимости не отвечать на телефонные звонки во время работы. Ни в коем случае не оставляйте человека на кушетке одного, особенно с альгинатной маской на лице и глазах, во время любых электропроцедур, а во время проведения пилинга отлучаться нельзя буквально ни на секунду.
 
13. Не заставляйте людей ждать. Назначайте время и распределяйте работу так, чтобы принять человека ровно в назначенный срок. Если вы немножко задержались с предыдущим клиентом, обязательно извинитесь перед следующим. Уважайте людей и их время.
 
14. Об уважении свидетельствует и обращение к малознакомым людям независимо от их возраста на «Вы», не «тыкайте» клиенту,  это не в наших традициях, и нравится далеко не всем.
 
Теперь пара слов для тех, кто еще в раздумьях, выбрать или нет профессию косметолога. Если вы обладаете перечисленными выше качествами, имеете склонность, желание и возможность освоить эту профессию — обязательно выбирайте! Это приятная, красивая, востребованная специальность, приносящая кроме дохода удовлетворенность и удовольствие от работы. Это обстановка дамского клуба, где мастер и клиент во время работы общаются на самые разные темы, постепенно становясь практически приятельницами. Это возможность творческой разнообразной деятельности (если вы умеете делать много различных процедур и манипуляций), это удовольствие от проделанной работы, когда результат виден сразу, а человек от вас уходит преображенный внешне и оттого окрыленный внутренне. Это возможность бесконечно развиваться и совершенствоваться, ведь косметология не стоит на месте. В общем, только плюсы. Минусов я не знаю вообще, может быть потому, что очень люблю свою работу.
И вам желаю молодости, красоты, здоровья, любви, гармонии, решительности, радости, любимой работы, удачи!

© Светлана Полуэктова, сентябрь 2010

Смотрите видео - здесь самая актуальная правоая информация