Нервно-психическое развитие ребенка

В первые месяцы жизни мозг, психика, интеллект малыша развиваются так интенсивно, как потом никогда в жизни.
Поэтому чрезвычайно важно – в каких условиях проходят эти процессы, созданы ли малышу условия для его гармоничного нервно-психического развития. Ведь от этого зависит психическое, психологическое здоровье, интеллект, коммуникабельность будущего взрослого человека, а значит и его судьба. Как же создать ребенку оптимальные условия для его гармоничного развития?

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.
К моменту рождения ребенка нервная система по сравнению с другими наименее развита и дифференцирована.
Формирование мозга и всей нервной системы происходит еще долгое время после появления ребенка на свет.
В течение первого года жизни развитие мозга и нервной системы в целом идет очень интенсивно: увеличиваются размеры нервных клеток, между ними образуется огромное количество связей, происходит миелинизация нервных волокон.
К 6 месяцам жизни большинство нервных волокон, проводящих импульсы от коры больших полушарий мозга, покрыты миелином, к 3-5 годам этот процесс завершается почти полностью. В первые месяцы жизни в 20 раз увеличивается количество синапсов:
в возрасте 2–х месяцев – в областях коры головного мозга отвечающих за моторику,
к 3-м месяцам – за зрение, после 6 месяцев - в лобных долях полушарий, отвечающих за логическое мышление и предвидение.
Между 8 и 10 месяцами начинает полноценно функционировать гипокамп, область мозга, отвечающая за долговременную память.
Процессы образования новых нейронных связей идут так интенсивно, что детский мозг потребляет энергии в 2 раза больше взрослого.

Физиологические рефлексы новорожденного:
Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов.
Их можно условно разделить на 3 группы:
1. Функциональные (сосательный, глотательный, зрачковый, мигание глаз и др.) Большинство из них - стойкие пожизненные автоматизмы.
2. Атавистические, которые не играют особой роли в выживании младенца, и достались нам от животных предков. ( Робинзона - хватательный, Моро, автоматизма ходьбы, ползанья, плавания). Эти рефлексы угасают в первые 3 -5 месяцев жизни. Но, если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, то на их основе можно выработать сложные, целенаправленные формы поведения.
3. Ориентировочные («Что такое?»). Являются основой потребности во впечатлениях и направлены на контакт с внешним миром. Именно на их основе формируется человек как уникальная личность.
Наличие ориентировочных рефлексов новорожденного на свет, звук, прикосновение, свидетельствует о том, что все органы чувств к моменту рождения функционируют. Причем органы чувств младенца настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще внешнем мире именно человека.

В 2 – 3 недельном возрасте вырабатываются первые простые условные рефлексы.
После 3-х месяцев условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, прочно и устойчиво, ребенок может быстро приобрести определенные навыки поведения и привычки, надолго или навсегда. Т.о. формируется первая сигнальная система.
С 6–7 месяцев до 1,5–2 лет у малыша формируется вторая сигнальная система, т.е. речь.

Факторы, влияющие на развитие НС.

Процесс развития НС у здорового ребенка определяется наследственной программой и впечатлениями, опытом, обучением. Причем генетически предопределены только самые основные функции мозга, позволяющие работать внутренним органам. Дальнейшее развитие мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения.
Кто же обеспечивает малышу эти внешние стимулы и впечатления?
Находящийся рядом взрослый. То есть потребность в общении, впечатлениях, обучении, у маленького ребенка может быть реализована только с помощью других людей, в первую очередь – родителей.

Двигательные навыки младенца.
По мере развития нервной системы ребенка он постепенно овладевает различными двигательными (моторными) навыками и умениями. От наследственной программы зависит очередность формирования моторных навыков, но не конкретные сроки их появления. Своевременное появление двигательных навыков у здорового младенца свидетельствует о его правильном «воспитании».
Например, навык ползания может появиться в возрасте 7-8 месяцев (иногда и раньше) только в том случае, если малыша регулярно выкладывали на ровную, твердую поверхность на животик.

При правильном воспитательном воздействии, каждый навык появляется у ребенка примерно в определенный срок.
Если его появление задерживается, говорят об отставании в НПР ребенка.
Существуют таблицы с ориентировочными сроками появления двигательных, речевых навыков и эмоций малыша. С их помощью оценивают соответствие НПР возрасту ребенка.

Поведение и воспитание ребенка первого года жизни

Итак, поведение ребенка в первые дни жизни обусловлено врожденными рефлексами, но рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.
Все человеческие формы поведения складываются прижизненно под влиянием взрослых.

 

Поведение

Воспитательные воздействия.

Новорожденный ребенок в основном спит (4-11 раз за день). Бодрствует 15-20 минут, 

 при плаче успокаивается, если взять на руки, на ласковую речь.

Начинает следить за движущимся предметом, но быстро его теряет.

При правильном «воспитании» в 4 – 6 недель появляется осознанная улыбка адресованная маме.

  • много ласково разговаривать
  • часто брать на руки, прикасаться (гладить спинку, животик)
  • не оставлять без внимания его плач
  • адекватно удовлетворять все его жизненные потребности

 проводить закаливание 

После месяца увеличивается период бодрствования до 30-40 минут.

Малыш следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним, появляется сосредоточение на лице взрослого, «гуление» в ответ на мелодичную речь

 

Игрушки надо подвешивать на расстоянии 50 – 70 см от груди, они должны быть крупные, яркие, простой формы, немногоцветные, т.к. обилие цветов утомляет ребенка.

С 1 - 1,5 месяцев обязательно ежедневно делать массаж, сопровождая все свои действия ласковой речью.

 

 

К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» - радостное  поведение младенца при виде взрослого (улыбка, движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спины,   вокализации – вскрики, гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк», и т.д.),  гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуу-лллииии»)

«Комплекс оживления» - это призыв взрослого к общению!

Малыш  учится захватывать игрушки в кулачок, подносит их к лицу, тянет в рот.

 

1. Необходимо поддерживать комплекс оживления.

2. Ребенок большую часть бодрствования должен проводить в положении на животе. Это способствует нормальному психомоторному развитию:

  • укрепляются мышцы спины, шеи, рук
  • малыш учится ползать (а ползанье гармонично развивает все мышцы)
  • улучшается обзор предметов
  • лучше отходят газы при метеоризме)
Игрушки должны быть удобные для захватывания кулачком, их надо прикладывать к ладошкам, побуждая захват.

Во втором полугодии младенец начинает понимать речь («ладушки», «до свидания»,  названия предметов, – находит их взглядом на вопрос взрослого «Где?…»). Это понимание речи  называют  пассивной речью.

Начинает произносить слоги «ба-ба-та» «ма-ма-да-да» (лепетная речь).   Подолгу с удовольствием выполняет действия с предметами, может некоторые действия производить по просьбе взрослого.

Все, что ребенок делает руками – собирает или разбрасывает игрушки, трогает, ощупывает, ломает,  опрокидывает предметы, рвет бумагу, - развивает  его интеллект и творческие задатки.

К году появляется активная речь – малыш произносит 8 – 10 – 12 упрощенных слов.(Ра)

При правильном воспитании ребенок к году имеет ряд навыков самообслуживания.

С ребенком   следует  много разговаривать , называть ему все предметы и действия с ними, комментировать вслух все моменты ухода.

Игрушки должны быть более разнообразные, сложные, звучащие, двигающиеся, разборные, из различных материалов (пластмассовые, меховые, резиновые). Не подвешивать, а выкладывать в кроватку, манеж, на пол.

Для развития действий с предметами  давать коробочки, ведра с крышками, кастрюльки, пирамидки, матрешки. Надо показать ему возможности манипулирования с этими предметами (открывать – закрывать,   заполнять, вкладывать – выкладывать).

С 10 месяцев ребенку надо показывать картинки, читать книжки–потешки.

Всячески поощрять стремление к самостоятельности.

Принципы воспитания:

      поощрение, а не наказание

      последовательность, систематичность

      единство требований

     сочетание требовательности с уважением к ребенку

 

Формирование речи (2ой сигнальной системы) обязательно проходит поэтапно:
1 – 2 месяца – коммуникативная улыбка
3 – 4 месяца - «гуление»
6 – 7 месяцев - «лепет»
с 7 месяцев понимание речи взрослого.
Только после этого появляются первые слова.
Если ребенок в 2 месяца не улыбается, в 3-4-5 не «гулит», то вероятность того, что в год он скажет свое первое слово почти равна нулю.

1 г 6 мес – понимает много слов, но говорит мало, использует облегченные слова
2 года – понимает сказки, задает вопросы «Что?», « Где?», «Когда?»
2 г 6 мес – говорит до 200-300 слов. «Взрыв развития речи» (говорит не закрывая рта).
3 года – активный словарный запас 1200-1300, слов. Начинает говорить многоуровневыми предложениями, запоминает стихи
4 года – усложненная речь (ассоциативные связи, собственные суждения)

Режим дня младенца.
 Чередование, последовательность компонентов режима в грудном возрасте: 

(Именно такая последовательность связана с тем, что полноценно использовать время бодрствования для своего развития может только младенец, удовлетворивший основные жизненные потребности в еде и сне)


Бодрствование: к 3 месяцам ребенок может бодрствовать до 1,5 ч подряд, к 1 году – до 3 часов, к 3 м годам – до 5,5 –6ч.
Бодрствование младенца должно активно использоваться родителями для его развития. Малыш постоянно должен слышать человеческую речь, получать тактильные, звуковые, зрительные впечатления.

Заключение.
Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни чрезвычайно важная и интересная проблема. От того, насколько гармонично она решается, зависит психологическое здоровье ребенка на всю последующую жизнь. А решение этой проблемы целиком зависит от взрослых, окружающих ребенка, то есть от нас с вами. И самое главное условие здесь – это любовь.
Формула истинной родительской любви, формула принятия не может быть «люблю, потому что ты хороший», а должна быть – «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».