- Подробности
-
Создано: 17.06.2010 20:23
-
Обновлено: 05.07.2015 11:34
-
Просмотров: 11365
Прочитав эту книгу в первый раз, я не нашла смысла жизни для себя, но безоговорочно поверила, что он всегда есть, и это дало в тот момент силы выжить.
Виктор Франкл - теоретик психологии личности, психиатр, психотерапевт, основоположник теории логотерапии и экзистенциального анализа, родился в Вене в 1905 году, в 30-ые годы выступал оппонентом Фрейда и Адлера, 1942 - 1945 годы провел в нацистских концлагерях, чудом выжил, сохранив свою личность, свое "упрямство духа" (так он называет способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на душу и тело). Опыт этих страшных лет и смысл, извлеченный из этого опыта, Франкл описал в одной из своих книг. Мудрость, выстраданная и исходящая от такого Человека много стоит.
Основной тезис его учения: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Немного процитирую, но не точно, по своим записям (курсивом мои комментарии)
"-- Человеческое бытие всегда ориентировано на нечто, что не является им самим, на что-то или кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы стремимся с любовью. В служении делу или любви к другому человеку человек осуществляет сам себя. Т.о., он по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает себя, не обращает на себя внимание....
--- Если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход общественного смысла, в частности с помощью химических препаратов. На самом деле нормальное ощущение счастья не выступает в качестве цели, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели.
---- Эйнштейн как-то заметил. что тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен.
----Смысл нельзя дать, его можно только найти (обнаружение возможности на фоне действительности). Эта возможность всегда единственна, но она преходяща. Если она уже осуществлена, если смысл реализован, то это уже раз и навсегда..
---- Смысл может быть найден, но не может быть создан .
( На этом основан метод психотерапии Франкла - экзистенциальный анализ, когда терапевт помогает человеку найти конкретный смысл в его конкретной ситуации).
---Смысл не только может , но и должен быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла.
---Смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда "требование момента". Каждый день и каждый час предполагают и новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Следовательно смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.
---Нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело.
Во-первых человек может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо
Во-вторых - в том, чтобы переживать что-то, любить кого-то
Третье - но даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл (например, умирая от неизлечимой болезни, делать это так достойно, чтоб не причинить дополнительных страданий близким или показать достойный пример человеку, находящемуся в такой же ситуации).
.....Дело в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу которой он не в состоянии избежать или изменить.
... Осуществляя смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, растем, перерастаем самих себя.
Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны , ощущаем необходимость измениться самим.
Страдание имеет смысл, если в результате ты сам становишься другим!